Ссылка. Мировой План Махатм

 

 

 

Зачем Рерих ходил в Азию (часть 2) (Мировой План Махатм)

 

Владимиров А.В., писатель, философ, исследователь

 

Истинно, век чёрный кончится возглашением Общины! Сергий [Радонежский] рубил её топором. Бемэ колотил молоточком. Учитель Будда руками слагал. Христос мост ей приготовил.

Озарение, ч.3, VI, § 4

Идеи возвещаются не ради идей, а для изменения жизни.

Все книги Живой Этики направлены на формирование Нового Человека и построение нового общества – Мировой Общины. Принципам построения Общины из четырнадцати книг Учения непосредственно посвящена одна книга с одноимённым названием «Община», а также есть небольшое по объёму «Напутствие Вождю».

В газетной шумихе, поднятой вокруг Рериха в период его пребывания в 1934–1935 годах на Дальнем Востоке, появились измышления, что он хотел насильно отхватить кусок территории в Сибири для построения некоего мистического государства. С опубликованием в начале двухтысячных годов тетрадей Е.И.Рерих и других новых материалов подобные нападки снова усилились. Обвинения в насильственном захватывании чужих территорий – это, конечно, фантазия. Но предпринимались ли Рерихом попытки образовать ядро Новой Жизни, и каким образом предполагалось это сделать? И насколько было реально на переломе эпох построение некоего «острова надежды», подобного Утопии Томаса Мора или Города Солнца Кампанеллы? И это при ожесточённом противостоянии ведущих колониальных держав за любой малозначимый участок территории, продолжением чего уже через четыре года стала Вторая мировая война, а затем и появление атомного оружия? Насколько возможна была в тех условиях империализма и становления международной специализации труда подобная робинзонада? И главное – что такое «Новая Страна», что такое «Новая Россия», и как нам понимать нашу нынешнюю страну?

Конкретные рекомендации организации жизни, встречаемые в некоторых текстах Учения и Беседах, например, для алтайского, урянхайского или маньчжурского сельскохозяйственных кооперативов, территориально удалённых в то время от цивилизации, соседствуют с общими базовыми положениями Учения о Мировой Планетарной Общине, и все вместе они предназначались как тому времени, так и будущим поколениям, причём не в качестве догмы или детализированного рабочего плана, а как основа для творческого переосмысления. Так, «Напутствие Вождю», подготовленное в конце 1933–1934 годов, предназначалось в соответствующих параграфах разным устроителям, начиная от участников международного маньчжурского проекта, и заканчивая Вождями новых мировых построений, в том числе и заступившему на президентство в конце 1933 года Ф.Рузвельту. Перед Рузвельтом, с которым в конце 1934 года у Е.И.Рерих установилась связь, и она в своих письмах передавала ему слова Учителя, стояла колоссальная задача вывести страну из Великой депрессии, а в перспективе – организовать новый мировой порядок: баланс Запада и Востока. В ещё большей мере «Напутствие Вождю» адресовано будущему Вождю России, как сказано ещё в начале двадцатых – Рериху Новому:

20.03.1921. …Рерих Новый явит русским мощь яркую.

01.10.21. Рерих Новый явится в России [править] после гроб[а] счастливо пройденного.

05.11.21. Рерих, люби русских – тебе суждено [в новом воплощении] руководить Россией. <...> Новую Россию строить Создателя Мощь дам.

06.11.21. Строитель (Н.К.Рерих), твоя удача уявит Новый Лик России.

12.06.1924. Фуяма (Рерих) должен ещё полвека [в следующем воплощении] маяться на земле.

Или как написала Е.И.Рерих об этой нынешней подготовительной работе многих сотрудников для их будущего воплощения, имея в виду, в первую очередь, Рериха: «Именно их светлые идеи цементируют пространство для [их] будущего воплощения на Земле»[1].

Изучение тетрадей Е.И.Рерих, писем Рерихов и самого Учения показывает, что никаких новых государств, никаких неокоммунистических утопий или «теплиц» академик и художник Рерих не должен был возглавить и организовать. Всевозможные обмолвки или образы в текстах, наивные предвосхищения отдельных сотрудников показывают ступени созревания самих Рерихов и их американских помощников к исполнению главной миссии Рерихов – привнесения в мир Учения Новой Эпохи, утверждения Культуры как главного инструмента для изменения человека, для гармонизации и строительства мира.

Человек – существо социальное, а общинность – суть человеческой природы. Меняются лишь формы этой общинности. Будущие новые формы, которые придут на смену современного государства, могут значительно отличаться от нынешних. В них проблемы горизонтального уровня: «формы», «строя», «власти» – могут вообще перестать быть актуальными, уступив место содержанию, глубине и качеству интеграции. По мере перехода к новой ступени кооперации: роду, племени, государству – у людей их подсознательное стремление к общности всё более преобразуется в осознанную потребность, повышаясь в насыщенности и качестве. Так одноклеточное существо эволюционирует до многоклеточного многопланового организма. Наступает время, когда бурная телесная эволюция в своей основе заканчивается, как это демонстрирует большинство видов животного и растительного мира сегодня, а развитие функциональности, внутренней содержательности – продолжается. В наибольшей степени содержательный рост происходит в человеке и в обществе. Сегодня нас, в первую очередь, интересует культурный, духовный, умственный уровень человека, а не выносливость его мышечной массы. Современная информационная революция показывает, что всё актуальнее становятся не сами материальные носители информации, не их конструкция и состав, то есть не «форма» носителя информации, а содержание информации, информационные связи, алгоритмы. Аналогичным образом явление государства – как форма совместной жизни народа и народов, постепенно уступает главенство обществу – то есть содержанию, «связям» и «алгоритмам» этой жизни. Состояние общества: его зрелость, его сознательность и нравственность, его многомерные внутренние и внешнекультурные связи становятся в этом смысле всё актуальнее самой технической опоры – государства.

Общинность иногда воспринимают как некое подавление личности, аскетизм, некую «блаженность» или даже «убогость». Вместе с тем, пример кооперации учёных, или врачей, или учителей показывает, что по мере роста сознания людей, утончения их деятельности, творчества – всевозможные «толкания» жизни, её материальная сторона во многом отходят на второй план. Е.И.Рерих писала: «Великие Учителя совершенно не имеют в виду объединить всех в одну или в несколько “замкнутых” (по выражению А.Кима) общин – это было бы смертью. Жизнь и красота лишь в разнообразии, потому пусть ячейки света цветут свободно, как прекрасные цветы на жизненном Лугу. Ведь единение должно заключаться не в непременном общежитии или в одном методе приложения или достижений и т. д. Единение, как истинный двигатель, должно сначала зародиться в духе и проявляться в сотрудничестве в жизни каждого дня и во всех условиях. Кооперация, Сотрудничество или Содружество предполагает самое широкое допущение. Точно так же и другое понятие – понятие об отказе от собственности – часто понимается превратно. Отказ от собственности не значит, что нужно всё раздать и от всего отказаться. Вещи есть результат творчества человечества, и потому их нужно ценить, усовершенствование качества их есть ступени к усовершенствованию духа. Учение указывает понять истинное значение вещей и не быть в рабстве у них. Нужно уметь любить всё и в то же время каждую минуту быть готовым оставить всё для новых достижений. Любовь к прекрасным вещам без чувства собственности есть одно из самых чистых и нас возвышающих чувств. Без любви ничего нельзя улучшить и создать. Так пусть люди учатся любить без чувства собственности»[2].

Таким образом, Община является не столько внешней формой, которая должна прийти на смену государства, то есть это не столько «телесная», внешняя оболочка, сколько внутреннее отношение самого человека к коллективному существованию, и в этом смысле это, прежде всего, представление, идейное построение, общественное устремление. Государство и Община – это как брак и семья. Брак может быть заключён, но семьи или любви так и не возникнет. И наоборот. Иными словами, одно обеспечивает внешние скрепы существования, а другое – внутренние. Внутренние скрепы образует культура и поддерживает дух. Дух, как показало рабовладение и тоталитарные режимы, невозможно насиловать, жизнь у большинства рабов в таких условиях либо чахнет, либо взрывается восстанием. Эволюция общественного развития двигалась по пути всё бóльшего раскрепощения духа. Деэволюционная тенденция стремилась это раскрепощение духа всеми возможными способами задержать. Самый распространённый и долгоработающий способ для задержания духа – ложь и злоупотребления на вере[1].

 

*****

Александр Владимиров«Храм и Город»[2]

 

«3. Рерих и Урусвати

 

Дело Рериха в основных чертах хорошо известно. Оно заключалось в претворении земной части плана Махатм, начиная от организации в США целого ряда культурных учреждений, образования первых очагов Рериховского движения; и, заканчивая, проведением широкой миротворческой деятельности в качестве утверждённого Посланника Махатм, вершиной чего стала личная передача в Москве Послания Махатм для народа России, попытка личной передачи Послания в высокогорной Лхасе Далай Ламе, а также проведение ряда международных конференций, увенчавшихся подписанием в Вашингтоне Международного Соглашения – Пакта Мира Рериха и принятия Знамени Мира в качестве охранительного Знака.

Дело Урусвати, заключалось в существенно ином. В силу исторических обстоятельств, оно оказалось менее раскрыто, оно ждало своего часа.

 

Дело Урусвати можно назвать делом Храма и делом встречи Земли с Небом. Конечно, не в том общепринятом смысле земных устроений, посвящённых богослужению и ритуалу. Последнее воплощение Урусвати на Земле, да и большинство предыдущих её воплощений, названных в Беседах с Учителем, мало имели отношения к традиционным формам религий. Урусвати казнили, сжигали, жестоко умерщвляли за другое. Дело Храма, о котором идёт речь, представляет духовное единение человечества в сердце и сердечное устремление к Родине духа. То, к которому во все времена устремляли все Великие Заветы.

Делу Урусвати посвящены почти все страницы Агни Йоги, весь смысл явленного ею Нового Провозвестия. Ибо Агни Йога как и все прежние Заветы в первую очередь адресуется сердцу каждого человека. Этим Духовное Учение и Духовная практика отличаются от политики, от дела культуры и искусства, от науки и от непосредственно хозяйственного устроения. Здесь сердце говорит с сердцем. Это жизнь в духе.

Каким бы удалённо-космическим или нереально-завышенным дело Урусвати ни казалось, но без дела Урусвати никакого освобождения из рабства материи, никакого подлинного перехода человечества на новую ступень эволюции – не состоится.

 

Агни Йога не спускает Небо на Землю. Агни Йога не прихорашивает и не подлаживает Землю. Агни Йога – поднимает человечество к Небу.

 

О разделении миссии Рериха и миссии Урусвати в Беседах с Учителем упоминается не часто. И вместе с тем, различие этих дел – очевидно. Каждое из них требует разной тактики и стратегии, разных навыков и «инструментария», разного соотношения внутреннего и внешнего. При несении Учения в жизнь эти различия и особенности важно осознавать.

В Беседах с Учителем о двух названных линиях Плана говорилось:

 

«Ты спрашиваешь о Фуяме, но ему предстоят земные работы, тогда как тебе в уплотнённом [астральном] теле предстоит работа в далёких сферах» (02.06.1924).

«Фуяма должен ещё полвека [в следующем воплощении] маяться на земле.

Урусвати на горе (Надземный план, планета Урусвати) будет сообщать свои опыты и поведёт сестёр по пути миров невидимых» (12.06.1924).

«Урусвати – дательница cвета духа и дальних миров.

Алал-­Минг (здесь – Рерих) – держатель А[зии] и справедливости» (20.07.1927).

«Фуяме (Рериху) дана чёрная работа (т.е. земная), тебе же дальние миры, которые требуют высшей задачи» (22.09.1927).

«Могу доверить чистоту Учения лишь Урусвати без боязни, что оно будет искажено и умалено. <...>

Могу поручить лишь Фуяме дела земные, ибо могу через него действовать» (07.09.1928).

«Сказано: Урусвати – для Учения, Фуяма – для земного действия» (14.04.1929).

«Так Гуру и Тара – Носители Нашего Завета. Так Фуяма [сейчас] даёт новую ступень в Америке. Так Тара несёт огненную Чашу [по всему миру]…» (18.02.1931).

«Когда наша Тара Урусвати являет своё самопожертвование на пользу человечества, то можно сказать, что невидимое Пламя [проводимое Урусвати на Землю] двигает человечество тождественно с Космосом.

Когда Наш Гуру Фуяма самоотверженно погружается в земные сферы, значит он невидимо двигает человеческое развитие [на земле]» (31.03.1930).

«Так Урусвати, ставшая во главе красы дел, даёт высшее знание, и Гуру даёт путь высшего действия. Так Наши действия слиты» (05.09.1930).

Совсем не случайно Рериху для внутреннего круга сотрудников было дано имя его примечательного воплощения в качестве китайского императора-реформатора – Фу-я-ма, а не Леонардо да Винчи и не Далай-лама Пятый. В аналогичном ключе главного предназначения было провозглашено имя Урусвати.

 

Для сотрудников, задействованных в претворении Мирового Плана Махатм, Учитель постоянно указывал на зависимость успеха от сплочённости вокруг Рериха и Урусвати, о беспрекословном подчинении Рериху и Урусвати, ибо им было вверено проводить Мировой План:

 

«Потому так важно осознать всю мощь данного Нами в основание дел. Как мощные Щиты, стоят Наши явленные камни основания. Сказано давно, что жемчуг мудрого Фуямы есть основа всех дел. Сказано давно, что утверждение имени Фуямы должно быть проведено для достижения Высшего Плана. Сказано давно, что фокус есть имя Фуямы.

Сказано давно, что чудесный огонь Тары даёт человечеству устремление к утончённому сознанию.

Сказано давно, что самая высокая ступень Света может утвердиться уявленной Иерархией.

Так истинно объединённые дуги сознаний могут все доли превозмочь – да, да, да!

Так будем хранить Великий План и все основания» (11.05.1931).

 

Дело Рериха

 

Для Рериха, находившегося под прямым лучом Майтрейи и Будды, поистине, ставшего на то время Рукой Владыки – на тот период его жизни, но в ещё большей мере на его следующее воплощение была утверждена его великая земная миссия: спасение России, объединение под водительством России континента Азии, и, наконец, коренное изменение мирового устроения: восстановление равновесия между Востоком и Западом, утверждение в отношениях между народами высоких общечеловеческих принципов справедливости, заложение основ Нового Мира, Мировой Общины.

О грядущем новом воплощении Рериха, о второй части его земной миссии, которая должна продолжить и завершить первую, начатую в качестве мирового деятеля культуры, уже в самом начале его поручения было сказано:

 

20.03.1921. …Рерих Новый явит русским мощь яркую.

01.10.21. Рерих Новый явится в России [править] после гроб[а] счастливо пройденного.

05-06.11.21. Рерих, люби русских тебе суждено [в новом воплощении] руководить Россией. <...> Новую Россию строить Создателя Мощь дам… Строитель (Н.К.Рерих), твоя удача уявит [в следующем воплощении] Новый Лик России.

23.03.1934. Чую, Фуяма Россию спасёт. Русские, русские, русские, чуйте срок явленный [Рерих Новый придёт]. Русскую мудрую душу явит мудрость Фуямы. Чудо у дверей.

 

Эта вторая часть заповеданной преобразовательной миссии Рериха для следующего его воплощения была подготовлена не только его воплощениями в качестве деятеля культуры мирового масштаба: как в эпоху Античности, так и в эпоху Возрождения и в нынешнее время как Рерих. И не только в качестве великого пророка библейских времён, времён утверждения Махаяны и времён древнего славянства. Но, в первую очередь, его выдающимися воплощениями в качестве государственного водителя, включая устроителя русской государственности эпохи Рюрика, миссии государственного водителя и реформатора в конфуцианском Китае и ламаистском Тибете.

 

Если обратиться к особенностям пути для каждого духа, к его жизненному кредо, прослеживаемому в течении многих его воплощений, то в наивысшей точке путь духа Рериха – это Дхарма Йога. Дхарма означает высший Закон в его претворении в жизни. В Беседах, например, говорится: «Так великий Фуяма Нами поставлен для установления явления Высшего Закона. Так, родная Свати, твои огни утверждают огни Наши» (25.04.1931).

Луч Дхармы предназначен в значительной мере справедливому и законному ведению огромных множеств людей, увлекаемых их кармой. Человек Луча Дхармы на социальной лестнице, как правило, оказывается тем или иным руководителем. Таковых, как известно, несравнимо меньше, чем тех, над которыми такие люди водительствуют. Вместе с возглавляемыми народами такой путь по земле в Агни Йоге в широком смысле именуется Карма Йогой.

В «Надземном» о такой народной Карма Йоге в сравнении с остальными классическими специализированными йогами говорится (и это приложимо и к Рериху, как неотделимому от народа):

 

«Урусвати знает, как многоцветна Агни Йога. Внимательный глаз в пламени может различить многие оттенки. Условия окружающие влияют на цвет пламени. Также в различные времена является особая надобность [соответствующей] Йоги. Можно увидеть и величие Раджа Йоги, можно заметить сияние Бхакти и узреть напряжение Джнана Йоги, но можно найти и главную потребу [в нынешнюю эпоху] светлой Карма Йоги. Труд неотступен в дни смуты человечества. Так среди различных цветов [многолепесткового цветка] Агни Йоги найдём [надёжный] стебель Карма Йоги, на этом основании оправдается человечество.

Не будем удивляться, что не всегда давалось предпочтение суровой Карма Йоге. Иногда её как бы забывали под впечатлением величия и улыбки других [йогических] достижений. Мы знаем, что Карма Йога не может дать таких стремительных достижений, как Бхакти, но труд [Карма Йоги] будет спасительным якорем планеты. Пусть пурпур Раджа Йога величественен и голубое сияние Бхакти прекрасно, но не менее прекрасен синий и фиолетовый цвет Карма Йога (в синем и фиолетовом спектре названы цвета Дхарма Йоги, адресованные Рериху. – А.В.). Он как бы получил нечто от пурпура [Раджа] и также уплотнил голубое сияние [Бхакти]. Труд и величественен и полон любви. Так в пламени [синтетической, родоначальной] Йоги, названной Агни Йогой, усмотрим цвета труда [Карма Йоги].

Нужно, чтобы человек глубоко постиг красоту процветания труда. Пусть он смотрит на труд не как на хлеб насущный, но как на спасение планеты. Именно труд сознательный создаёт целительную эманацию, которая может бороться с отравленными низшими слоями атмосферы.

У Нас наблюдают тружеников. Среди них выявляются истинные Карма Йоги, но часто они не могут себя так назвать, ибо и не слышали о таком слове. Наш друг Иван Стотысячный не ведает такого слова, но он знает труд» (Надземное, 558).

 

Дхарма Йога, в её специализированном назначении, выделяющем её из близкой ей по содержанию Карма Йоги – это путь Правителя, который характерно отличается от пути Вождя, о чём говорилось в «Напутствии Вождю» (п.4). В аллегории Махабхараты кредо Правителя принадлежит Юдхиштхире – старшему из братьев-пандавов, правителю царства Пандавов. Если Вождь-Арджуна, вдохновлённый Кришной, завоёвывает царства, если Вождь-Арджуна под лучом реформатора-Урана сносит старое и утверждает новое, то Правитель-Юдхиштхира после всего этого принимает завоёвованное царство под своё начало и под лучом Юпитера-Зевса и находящейся за Юпитером звезды-планеты Матери Мира – обеспечивает гармонию всех сторон общественной жизни и максимальнейший культурный и цивилизационный расцвет.

Среди Великих Учителей путь Дхарма Йоги утверждал Гаутама Будда, и в буддизме собрана наиболее почитаемая книга наставлений Будды – Дхаммапада («путь Дхармы»). Будда был первым, кто провозгласил о всемирном братстве и о Мировой Общине (Беседа 07.01.1926).

Это Конфуций с его наставлением о государстве и нравственности.

Это учитель Платон, оставивший в качестве Завета о социальном устроении книгу «Государство».

Дхарма Йога – это путь риши, мудреца, призванного через Совет мудрецов, с участием Надземного Мирового Правительства управлять ключевой страной, если нужно – вести дела всей планеты. Именно о таком Совете мудрецов, как высшей форме государственного правления и власти, говорил Платон.

Будучи утверждён быть «рукой» Учителя Мориа, Рерих проводил и ему предназначалось в следующем воплощении проводить на земле Мировой План Махатм. Учитель непосредственно через Рериха действовал. Через Рериха действовал также и Будда. В явлении искусства и изобретательства, которые Рерих проявлял в целом ряде своих воплощений, прежде всего, как Фидий и Леонардо да Винчи, сказывался вишуддха-анахата-манасический луч Учителя Кут Хуми. Это Луч Бхакти Йоги, созвучащий Джнана Йоге. Как глава духовного сообщества, как мудрый Учитель и наставник жизни, каким Рерих был в ряде своих воплощений, включая последнее, он выражал и поддерживающий Луч Учителя Иллариона, Луч Раджа Йоги, созвучный Карма Йоге. Таким образом, на вершине своей миссии, в явлении Знамени Культуры, Знамени Мира, как Посланник Махатм и как Учитель Жизни, Рерих творчески претворял на земле труд и устремление всего Белого Братства, всех главных Лучей. Аналогичное фокусирование сил всего Братства, всех Учителей на Рерихе заповедано было осуществиться при его втором приходе, теперь уже в качестве заповеданного Вождя России.

Поэтому сотрудникам Рериха внушалось, что только через фокус Рериха, словно через оптическую линзу, можно привлечь мощь лучей всей Надземной Иерархии. В качестве подобного фокуса всего Белого Братства среди людей, для работы на Западе и в колониальной Индии, в теософский период была утверждена Блаватская. Поэтому во время миссии Рериха многократно для всех сотрудников Рериха Учителем повторялась его роль как фокуса дел всего Белого Братства:

 

«Пусть помнят, что каждое Учреждение несёт Имя Рериха, Нами данное и освящённое. Пусть помнят, что каждое отступление от фокуса даст место вражеской стреле. Пусть действуют, имея Имя Рериха как ведущую мощь, потому можно стать достойными сотрудниками только защитою великого фокуса. Истинно, так можно достичь – да, да, да!... Истинно, соберите все силы вокруг Фуямы. [Так] Мне легче дать все сужденные возможности… Уже много дней твержу о сосредоточении на Иерархии… Наш мудрый Фуяма утверждён как Наш Строитель Жизни, и нужно употребить все силы на осознание этого великого фокуса» (13, 22-23.04.1931).

 

Этот завет о средоточии на имени Рериха актуален и для сегодняшних последователей дела Рериха, дела Культуры и дела устроения Нового Мира – в самом широком их понимании.

 

Главной целью миссии Блаватской было заявление на весь мир о великой традиции Востока, о существовании живых Махатм, о Белом Братстве, а также заложение ею мирового Теософского движения, которое всё это должно было после ухода Блаватской развивать и продолжать нести Заветы Махатм в жизнь.

Во время Рерихов План земного привнесения Нового Мира, в той части, которая нам известна, был многократно расширен и продолжен по двум линиям.

Через Урусвати, через то, что совершила Урусвати, была заложена связь между человечеством, Иерархией и дальними мирами. Через Урусвати было дано для человечества Учение и Практика Новой Эпохи – Агни Йога.

Благодаря Рериху и Урусвати было поднято Знамя Мира, Знамя Культуры.

Благодаря Рериху, через дело Культуры и миротворчества была осуществлена интеграция дела и Учения Махатм с общечеловеческой практикой. Благодаря подвигу Рериха, публично заявившего о Духовном Завете Великих Махатм, впервые духовное Учение было интегрировано в социально-культурную среду, и стало не традиционным элементом религии или неким экзотическим оккультным учением, как это происходило раньше, но органичной частью мировой культуры.

Сыновья, Юрий и Святослав Рерих прямым появлением на территории России и развёрнутой ими здесь деятельностью, связанной с передачей наследия Рериха, а также их работой здесь со сторонниками Учения, тем самым непосредственно утвердили основы Рериховского движения в России. Тем самым они придали завершающий скрепляющий импульс тому сокровенному зерну, ради которого трудились всю жизнь и которое приездом в Россию в 1926 году заложили в стране будущего – их родители.

 

В доктрине и жизненной позиции Махатм индивидуальное не противостоит иерархическому, а является естественной, творческой и инициативной частью единого Великого целого. Поэтому мы, говоря о Рерихе, выдвигая Рериха, дела Рериха и Знамя Рериха на одно из выдающихся явлений XX века, не делаем тем самым из Рериха аналог религиозного символа со всеми вытекающими из такого отношения следствиями. Но в лице талантливого художника, глубокого мыслителя, выдающегося общественного деятеля и, что особо важно для нас – героического, самоотверженного подвижника – Рериха, мы также чтим и самоотверженную и героическую деятельность всего Белого Братства, всю восходящую Космическую Иерархию.

 

Дело Рериха, к которому примыкает всё увеличивающееся число людей по всему миру – это мирное, ненасильственное изменение под Знаменем Мира Рериха внешних жизнеустроительных, социально-культурных, общегосударственных и международных условий и основ. Это несение Учения Живой Этики – в жизнь.

Какова здесь роль и место Культуры?

Культура является высочайшей вершиной, отражающей как передовую волну человечества, так и зрелось общества в целом, аккумулируя лучшие духовные и материальные достижения. В части устремлений к вершинам, в части проводника высшего магнетизма Культура служит мостом, соединяющим земное и Надземное.

Культура, подобно сердцу, соединяет не только земное и Надземное, то есть не только претворяет через себя вертикаль восхождения. Но, подобно опять же сердцу, Культура объединяет ведущий центр и периферию, то есть действует на общедоступном уровне, по горизонтали, словно Солнце распространяя свет на целые страны. Поэтому, если труд духа и йога в глубине сердца могут оставаться делом сугубо внутренним и сокровенным, то Культура, будучи в значительной мере формой внешнего выражения, даже сугубо личное духовное делание, через внешние формы религии, литературы и искусства – расширяет до общечеловеческого. Такое широкое положительное воздействие духовной культуры, труда святых, подвижников и мудрецов на сердечную культуру, на культуру души до сих пор заметно отзывается на Востоке и в Азии.

Значение и роль Культуры в Мировом Плане Махатм проявили сами Учителя. Так, эпоха Античности стала ярчайшим универсальным расцветом всех сторон жизни, расцветом общечеловеческой Культуры. В то время в Средиземноморье воплотились Великие Учителя и их ближайшие ученики: Анаксагор, Платон, Пифагор, Сократ, Перикл, Фидий, Нума Помпилий и многие другие. На два с половиной тысячелетия, благодаря данному ими синтезу духовности, философии, искусства, зарождающейся науки, государственного, политического и военного строительства был задан вектор и основы будущего развития всего человечества. Золотой век Римской империи эпохи Антонинов, а впоследствии эпоха Возрождения Леонардо да Винчи стали закономерными плодами на древе Культуры, посаженном Учителями тогда, ещё в эпоху Античности. В свою очередь, то древо Культуры Античности стало продолжением культурного насаждения, осуществлённого Учителями до этого в предшествующие эпохи Древней Индии, Древнего Китая и Древнего Египта.

В наше время, в преддверии мирового Армагеддона, именем Владык, именем всех лучших достижений человечества, пройдя открыто как земной посланец Махатм по многим народам и через многие страны – Рерих бросил клич Культуры, поднял Знамя Мира.

 

Поднятие Знамени Мира стало высшей задачей, которую Рерих должен был осуществить. К этому логически вели все созданные им учреждения и все его международные поездки и экспедиции. Значение Знамени Мира не ограничивалось рамками конвенции и Пакта о защите ценностей культуры во время военных конфликтов. Как сказано было Учителем: «Нужно Флаг Мира понять как величайший символ. Явление нужно понять широко» (25.05.1931). Впоследствии Учителем на грядущие времена был провозглашён Манифест Знамени Мира:

 

«Не может быть международного соглашения и взаимного понимания без Культуры. Не может народное понимание обнять все нужды эволюции без Культуры. Потому Знамя Мира вмещает все тонкие понятия, которые приведут народы к понятию Культуры.

Человечество не умеет явить уважение к тому, что есть бессмертие духа. Знамя Мира даст понимание этого великого значения. Не может человечество процветать без знания величия культуры. Знамя Мира откроет врата к лучшему будущему. Когда страны на пути к разрушению, то даже малодуховные должны понять, в чем заключается восхождение. Истинно, спасение в Культуре! Так Знамя Мира несёт лучшее будущее…

Истинно, Знамя Мира объединит все культурные задания и даст миру [то] достижение, которое так необходимо…

Так Знамя Красоты и Мира объединяет мир» (10.06; 12.06; 04.07.1931).

«…Смотрите на Знамя как на существенную часть Плана… Ручаюсь, когда Знамя Моё будет поднято, можно считать начало Моего века» (19.07.1931; 23.07.1931)

«Пора усвоить, что Знамя Мира в первый раз поднято над Землёю. У Нас считают явление Знамени как соответствие Нашему стягу в Башне» (27.07.1931).

 

Такой Манифест Знамени Мира – Знамени, поднятого русским Рерихом, такую жизнеутверждающую программу мы называем делом Рериха».

 



[2] http://vav.ru/vav/; Статья "Храм и Город" напечатана отдельной брошюрой для конференции, проходившей в Санкт-Петербурге 13-14 февраля 2015 года в стенах СПбГИК и посвящённой теме «Культура, наука, этика. Идеи наследия семьи Рерихов в нашей жизни». fb2 можно скачать по адресу http://vk.com/doc269563352_368441603

 

 

 

 

 

 

 




 




< -->