Ссылка.
О Попове. Дневник
«4.09.2004 Учил родителей писать на себя жалобу в органы управления образования за то, что я по недомыслию хочу урезать штатное расписание. Научил. Органы наказали. Штатное сохранили».
14.09.2004 Основные обвинения родителей по поводу приема в школу — генетические.
Конечно, молчу, но спросить много лет уже хочется:
— В чем моя вина?
Вину, понятное дело найдут. Найдусь ли я после этого?
26.09.2004 Позвонила сотрудница министерства образования:
— Поймите вы, наконец, Попов, вы со своей школой нам всем просто мешаете работать.
27.09.2004 Одна опытная учительница важно заявила:
— Нынче одна в постель не укладываюсь.
— Интересно полюбопытствовать с кем?
— С мудростью сплю в обнимку, директор.
28.09.2004
Министра образования необходимо выбирать всенародно и более тщательно, чем президента. И каждый год голосованием решить вопрос о его заработной плате.
29.09.2004 Порой спрашивают: «Почему не защитился?»
Мне нечего защищать, ничего своего у меня нет. Весь состою из людей, из их книг, из впечатлений, из влюбленности во что-то. Частной собственностью не обладаю, к вещам равнодушен, прочитанное раздаю. К пиджакам отношусь, как Николай Рубцов. Он не понимал, зачем второй, если на плечах уже висит один. В юности любовь считал собственностью, сейчас понимаю, ошибался.
7.10.2004 Грешен: репетиторством занимаюсь. В этом году на этом деле заработал по сто штук: вилок, ножей и ложек в столовую. Затем пять ящиков прекрасных обоев, научил дробям сына большого человека.
8.10.2004 Откуда берутся директора? Много среди нашего брата ередовиков. Это те, кто поста передом добился. Половой вопрос в образовании — дело серьезное. Передовики лучше финансируются, их меньше проверками трясут. Обычно они за год успевают кабинет себе отгрохать, приодеться, макияж на порядок поднять и гонор на два. Порой удивляются: «Откуда столько безликих школ?» Отсюда тоже. Начальство баб любит за женские качества, а школа требует таланта в другом.
11.10.2004 Недалеко от входа в школу стоит небольшая каменная постройка, я там краску храню.
Облагородил под замок старинный, а на стене вывел: «Я тебя люблю». Мне один скептик заметил: «Загадят». Этим словам на стене уже добрый десяток лет, ни у кого не поднялась рука на три великих слова. С них начинаем день, а читающий уже очищен. Русский алфавит всегда в возрасте Христа.
15.10.2004 Почему дети актеров идут в актеры? А наши нет? Если честно, в пединститут поступают слабые. Лучшие из них остаются в вузе, средние идут в малый бизнес. А слабые из слабых возвращаются в школы. Пронырливые из этой двойной слабости со временем уходят в администрацию, в депутаты, красивые выходят замуж.
И что в остатке? А в остатке или осадке — лицо современного учителя.
18.10.2004 Каждое утро начинаю с уборки территории. И вот, что заметил: чем чище, тем чаще приходят справлять естественные нужды. Люди всех возрастов и их собаки. Может и от чистоты совесть мутит?
20.10.2004 Хороших коктейлей в принципе не бывает. Водка, доведенная до ума Д.Н.Менделеевым вне подозрений. А у нас, что ни чиновник от образования, то доктор наук. Поэтому ни науки, ни образования — нет. Научные знания в педагогике — прививки, защита самого себя. Был такой у нас на Руси хранитель Пушкинского заповедника Семен Гейченко. Он по Пушкину защищаться не позволял. Служить Александру Сергеевичу, — пожалуйста, но защищаться им — Боже упаси. Вот в такую бы святость образование возвести.
21.10.2004 За какие грехи, почти у всех, детство деградирует в состояние взрослого идиотизма? Первоначальная наша Земля и есть Рай, который Господь доверил человеку. И во что эти неудачники детства превратили планету людей? И фауне, и флоре не ведомы партийные религиозные и расовые извращения. Все это плоды измышлений тех, кто не смог сохранить в себе доброго тепла детства. Нас педагогов во все века пытаются отвлечь от главной задачи — сохранения в душах детства. Нам не хватает мужества, терпения отказываться от несущественных, мелочных дел, которые настойчиво навязываются чиновничеством.
Страшная вещь — столетие великого Макаренко в стране не заметили.
28.11.2004 Однажды заполнил множеством математических символов плоскость доски. И рассказал, как работал великий Врубель: отсекать большое, малое, мельчайшее и получится совершенное. Мел запретил, использовать можно было только тряпку. Один из моих учеников так красиво убрал лишнее и получил потрясающий результат. Класс оглох от изумленной тишины.
2.12.2004 Моя школа лучшая в области по результатам ЕГЭ. Одна из лучших в России по итогам предметных олимпиад. Но я знаю и достаточно точно, не я хорошо работаю, многие другие директора работают плохо. На их фоне моя школа выглядит достойно. Сорок лет назад таких, как моя в городе была добрая сотня. Просто я упертый и не сдвинулся с места. Другие побежали за модой, работали в ущерб детям на политику. И вот результат: в городе порядка пяти школ на уровне сорокалетней давности, а остальные идут в обратную сторону от образования.
4.03.2005 Зачем я согласился стать директором школы? Учитель чище. Видит меньше, да. Но у знаний нет количественной характеристики. Учитель, как дерево никогда не покидает своего поста. Директор — щепка, что тщетно пытается куда-то плыть в проруби в тщетной надежде на океан».